Преподобная Александра Дивеевская (Мельгунова)

Явление прп. Александре иконы архидиакона Стефана. Настенная роспись Казанской церкви Дивеевской обители
Явление прп. Александре иконы архидиакона Стефана. Настенная роспись Казанской церкви Дивеевской обители

При­бли­зи­тель­но око­ло 1760 го­да при­бы­ла в Ки­ев со сво­ей трех­лет­ней до­черью вдо­ва Ага­фия Се­ме­нов­на Мель­гу­но­ва, бо­га­тая по­ме­щи­ца Яро­с­лав­ской, Вла­ди­мир­ской и Ря­зан­ской (Пе­ре­яс­лав­ской) гу­бер­ний. Она вла­де­ла семь­ю­ста­ми душ кресть­ян, име­ла ка­пи­тал и гро­мад­ные по­местья. Из­вест­ны име­на ее бла­го­чес­ти­вых ро­ди­те­лей — Си­ме­он и Па­рас­ке­ва. Све­де­ния о ее жиз­ни бы­ли пе­ре­да­ны ди­ве­ев­ским свя­щен­ни­ком Ва­си­ли­ем Дер­те­вым, у ко­то­ро­го Мель­гу­но­ва жи­ла, а так­же сест­ра­ми ее об­щи­ны и про­то­и­е­ре­ем Ва­си­ли­ем Са­дов­ским. Но и эти сви­де­тельст­ва весь­ма от­ры­воч­ны, так как ма­туш­ка Алек­сан­дра по сми­ре­нию сво­е­му очень ма­ло о се­бе рас­ска­зы­ва­ла.

Мо­на­шест­во она при­ня­ла во Фло­ров­ском мо­на­с­ты­ре под име­нем Алек­сан­дры. По­движ­ни­чес­кая жизнь ее во Фло­ров­ском мо­на­с­ты­ре про­дол­жа­лась не очень дол­го. «До­сто­вер­но од­но, — сви­де­тельст­ву­ют свя­щен­ни­ки Дер­тев и Са­дов­ский, а так­же Н. А. Мо­то­ви­лов, — что мать Алек­сан­дра од­наж­ды пос­ле дол­го­го по­лу­нощ­но­го мо­лит­вен­но­го бде­ния, бу­ду­чи то ли в лег­кой дре­мо­те, то ли в яс­ном ви­де­нии, Бог весть, спо­до­би­лась ви­деть Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу и слы­шать от Нее сле­ду­ю­щее: „Это Я, Гос­по­жа и Вла­ды­чи­ца твоя, Ко­то­рой ты всег­да мо­лишь­ся. Я при­шла воз­вес­тить те­бе во­лю Мою: не здесь хо­чу Я, что­бы ты окон­чи­ла жизнь твою, но как Я ра­ба Мо­е­го Ан­то­ния вы­ве­ла из Афон­ско­го жре­бия Мо­е­го, свя­той го­ры Мо­ей, что­бы он здесь, в Ки­е­ве, ос­но­вал но­вый жре­бий Мой — Лав­ру Ки­е­во-Пе­чер­скую, так те­бе ны­не гла­го­лю: изы­ди от­сю­да и иди в зем­лю, ко­то­рую Я по­ка­жу те­бе. Иди на се­вер Рос­сии и об­хо­ди все ве­ли­ко­рус­ския ме­с­та свя­тых оби­те­лей Мо­их, и бу­дет мес­то, где Я ука­жу те­бе окон­чить бо­го­угод­ную жизнь твою, и про­слав­лю Имя Мое там, ибо в мес­те жи­тельст­ва тво­е­го Я осную та­кую оби­тель ве­ли­кую Мою, на ко­то­рую низ­ве­ду Я все бла­го­сло­ве­ния Бо­жий и Мои, со всех трех жре­би­ев Мо­их на зем­ле: Иве­рии, Афо­на и Ки­е­ва. Иди же, ра­ба Моя, в путь твой, и бла­го­дать Бо­жия, и си­ла Моя, и бла­го­дать Моя, и ми­лость Моя, и щед­ро­ты Мои, и да­ро­ва­ния свя­тых всех жре­би­ев Мо­их вы­ну да бу­дут с то­бою!“ И пре­ста ви­де­ние».

Мать Алек­сан­дра хо­тя и вос­хи­ти­лась ду­хом, но не сра­зу ре­ши­лась пре­дать­ся ве­ре во все слы­шан­ное и ви­ден­ною ею. Сла­гая все в сво­ем серд­це, она спер­ва со­об­щи­ла о ви­де­нии сво­е­му ду­хов­но­му от­цу, за­тем дру­гим ве­ли­ким и бо­го­ду­хо­вен­ным от­цам Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры и ста­ри­цам, од­нов­ре­мен­но под­ви­зав­шим­ся с нею в Ки­е­ве. Мать Алек­сан­дра про­си­ла их разо­брать, рас­су­дить и ре­шить, что за ви­де­ния удос­то­и­лась она, и не есть ли это меч­та, иг­ра во­об­ра­же­ния и пре­лесть. Но свя­тые стар­цы и ста­ри­цы пос­ле мо­литв и дол­гих раз­мыш­ле­ния еди­ног­лас­но ре­ши­ли, что ви­де­ние Ца­ри­цы Не­бес­ной бы­ло ис­тин­ное и что мать Алек­сан­дра — вви­ду то­го, что удос­то­и­лась быть из­бран­ни­цею, пер­во­на­чаль­ни­цею и пер­во­ос­но­ва­тель­ни­цею Чет­вер­то­го жре­бия Бо­жи­ей Ма­те­ри во все­лен­ной, — бла­жен­на и пре­бла­жен­на.

По по­ка­за­ни­ям ста­ро­жи­лов, она в 1760 го­ду шла из Му­ро­ма в Са­ров­скую пу­с­тынь. Не до­хо­дя две­над­цать верст, мать Алек­сан­дра оста­но­ви­лась на от­дых в се­ле Ди­ве­е­во. Она вы­бра­ла се­бе для от­ды­ха лу­жай­ку у за­пад­ной сте­ны не­боль­шой де­ре­вян­ной церк­ви, где и усе­лась на сто­пе ле­жав­ших бре­вен. Ус­та­лая, усну­ла си­дя, и в лег­кой дре­мо­те сно­ва удос­то­и­лась уви­деть Бо­жию Ма­терь, Ко­то­рая ска­за­ла: «Вот то са­мое мес­то, ко­то­рое Я по­ве­ле­ла те­бе ис­кать на се­ве­ре Рос­сии, ког­да еще в пер­вый раз яв­ля­лась Я те­бе в Ки­е­ве; и вот здесь пре­дел, ко­то­рый бо­жест­вен­ным про­мыс­лом по­ло­жен те­бе: жи­ви и угож­дай здесь Гос­по­ду Бо­гу до кон­ца дней тво­их, и Я всег­да бу­ду с то­бою и всег­да бу­ду по­се­щать мес­то это, и в пре­де­ле тво­е­го жи­тельст­ва Я осную здесь та­кую оби­тель Мою, рав­ной ко­то­рой не бы­ло, нет и не бу­дет ни­ког­да во всем све­те: это Чет­вер­тый жре­бий Мой во все­лен­ной. И как звез­ды не­бес­ныя, и как пе­сок мор­ской, ум­но­жу Я тут слу­жа­щих Гос­по­ду Бо­гу, и Ме­ня, При­сно­де­ву Ма­терь Све­та, и Сы­на Мо­е­го Иису­са Хрис­та ве­ли­ча­ю­щих: и бла­го­дать Все­свя­та­го Ду­ха Бо­жия и оби­лие всех благ зем­ных и не­бес­ных с ма­лы­ми тру­да­ми че­ло­ве­чес­ки­ми не оску­де­ют от это­го ме­с­та Мо­е­го воз­люб­лен­на­го!»

В Ди­ве­е­во Ага­фия Се­ме­нов­на вы­стро­и­ла се­бе ке­лию на дво­ре свя­щен­ни­ка от­ца Ва­си­лия Дер­те­ва и про­жи­ла в ней двад­цать лет, со­вер­шен­но за­быв свое про­ис­хож­де­ние и неж­ное вос­пи­та­ние. По сво­е­му сми­ре­нию, она уп­раж­ня­лась в са­мых труд­ных и чер­ных ра­бо­тах, очи­щая хлев от­ца Ва­си­лия, хо­дя за его ско­ти­ной, сти­рая белье. Кро­ме это­го мать Алек­сан­дра ха­жи­ва­ла в кресть­ян­ское по­ле и там сжи­на­ла и свя­зы­ва­ла в сно­пы хлеб оди­но­ких кресть­ян, а в страд­ную по­ру, ког­да в бед­ных семь­ях все, да­же хо­зяй­ки, про­во­ди­ли дни на ра­бо­те, то­пи­ла в из­бах пе­чи, ме­си­ла хле­бы, го­то­ви­ла обед, об­мы­ва­ла де­тей, сти­ра­ла их гряз­ное белье и на­де­ва­ла на них чис­тое к при­хо­ду их ус­та­лых ма­те­рей.

Все это она де­ла­ла по­ти­хонь­ку, да­бы ни­кто не знал и не ви­дал. Внеш­ность ма­туш­ки Алек­сан­дры из­вест­на со слов ее по­слуш­ни­цы, Ев­до­кии Мар­ты­нов­ны: «Одеж­да Ага­фии Се­ме­нов­ны бы­ла не толь­ко прос­тая и бед­ная, но и мно­гош­вей­ная, и при том зи­мою и ле­том од­на и та же; на го­ло­ве она но­си­ла хо­лод­ную чер­ную, круг­лень­кую шерс­тя­ную ша­поч­ку, опу­шен­ную за­ячь­им ме­хом, по­то­му что она час­то стра­да­ла го­лов­ною болью; пла­точ­ки но­си­ла бу­маж­ные. На по­ле­вые ра­бо­ты хо­ди­ла в лап­тях, а под ко­нец сво­ей жиз­ни ха­жи­ва­ла уже в хо­лод­ных са­пож­ках. Ма­туш­ка Ага­фия Се­ме­нов­на но­си­ла вла­ся­ни­цу, бы­ла сред­не­го рос­та, ви­да ве­се­ло­го; ли­цо у нее бы­ло круг­лое, бе­лое, гла­за се­рые, нос ко­рот­кий лу­ко­вич­кою, ро­тик не­боль­шой, во­ло­сы в мо­ло­дос­ти бы­ли свет­ло-ру­сые, ли­цо и руч­ки пол­ные».

В на­ча­ле 70-х го­дов XVIII ве­ка мать Алек­сан­дра при­сту­пи­ла к по­строй­ке ка­мен­но­го хра­ма в Ди­ве­е­ве во имя ико­ны Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри вза­мен ста­ро­го де­ре­вян­но­го на том са­мом мес­те, где яви­лась ей Ца­ри­ца Не­бес­ная. Ког­да бы­ла освя­ще­на Ка­зан­ская цер­ковь, по­ме­щи­ца Жда­но­ва по­жерт­во­ва­ла не­боль­шой кло­чок зем­ли с се­вер­ной сто­ро­ны хра­ма. И здесь ма­туш­ка пер­во­на­чаль­ни­ца по­стро­и­ла пер­вые три ке­лии — для се­бя, че­ты­рех по­слуш­ниц и стран­ни­ков, ко­то­рые на­прав­ля­лись на бо­го­молье в Са­ров­скую пу­с­тынь. Внут­рен­ний вид ке­лий со­от­вет­ст­во­вал труд­но­му и скорб­но­му жи­тию этой ве­ли­кой из­бран­ни­цы Ца­ри­цы Не­бес­ной. В до­ме бы­ли две ком­нат­ки и две ка­мор­ки. В од­ной ка­мор­ке на­хо­ди­лась око­ло печ­ки не­боль­шая ле­жан­ка, сло­жен­ная из кир­пи­чей, око­ло ле­жан­ки оста­ва­лось мес­то толь­ко для то­го, что­бы в свое вре­мя там, у уми­рав­шей ма­туш­ки, мог встать на­сто­я­тель Па­хо­мий, и на ко­ле­нях пе­ред ма­туш­кой иеро­ди­а­кон Се­ра­фим, по­лу­чив­ший от нее бла­го­сло­ве­ние за­бо­тить­ся о ди­ве­ев­ских сест­рах. Тут же бы­ла дверь в тем­ную ка­мор­ку — мо­лель­ню ма­туш­ки­ну, где уже мог­ла по­мес­тить­ся на мо­лит­ве лишь од­на она пе­ред боль­шим Рас­пя­ти­ем с за­теп­лен­ной пе­ред ним лам­пад­кой. Ок­на в этой мо­лель­не не бы­ло. Это мо­лит­вен­ное со­зер­ца­ние ма­туш­ки­но пе­ред Рас­пя­ти­ем по­ло­жи­ло от­пе­ча­ток на весь дух жиз­ни ди­ве­ев­ских сес­тер. Мо­лит­ва на мыс­лен­ной Гол­го­фе, со­стра­да­ние Рас­пя­то­му Хрис­ту — са­мая глу­бо­кая из мо­литв. На этих мо­лит­вен­ных по­дви­гах ма­туш­ки Алек­сан­дры со­зда­вал­ся бла­го­сло­вен­ный Ди­ве­ев.

В те­че­ние две­над­ца­ти лет в празд­ни­ки и вос­крес­ные дни Ага­фия Се­ме­нов­на ни­ког­да не ухо­ди­ла из церк­ви пря­мо до­мой, но по окон­ча­нии ли­тур­гии всег­да оста­нав­ли­ва­лась на цер­ков­ной пло­ща­ди и по­уча­ла кресть­ян, го­во­ря им о хрис­ти­ан­ских обя­зан­нос­тях и о до­стой­ном по­чи­та­нии празд­нич­ных и вос­крес­ных дней. Ми­ло­с­ты­ня ма­те­ри Алек­сан­дры бы­ла всег­да тай­ная; она слу­жи­ла всем, чем толь­ко уме­ла и на­сколь­ко мог­ла. Мно­го­об­раз­ные по­дви­ги ее на­столь­ко умяг­чи­ли серд­це ее и так уго­ди­ли Гос­по­ду Бо­гу, что она удос­то­и­лась вы­со­ко­го да­ра бла­го­дат­ных слез, об этом час­то вспо­ми­нал отец Се­ра­фим.

В июне 1788 го­да, пред­чувст­вуя при­бли­же­ние сво­ей кон­чи­ны, мать Алек­сан­дра вос­при­я­ла на се­бя ве­ли­кий ан­гель­ский об­раз. Она про­си­ла от­цов-по­движ­ни­ков, ра­ди люб­ви Хрис­то­вой, не остав­лять и не по­ки­дать не­опыт­ных ее по­слуш­ниц, а так­же по­пе­щись в свое вре­мя об оби­те­ли, обе­то­ван­ной ей Ца­ри­цею Не­бес­ною. На это ста­рец отец Па­хо­мий от­ве­тил: «Ма­туш­ка! По­слу­жить по си­ле мо­ей и по тво­е­му за­ве­ща­нию Ца­ри­це Не­бес­ной по­пе­че­ни­ем о тво­их по­слуш­ни­цах не от­ре­ка­юсь, так­же и мо­лить­ся за те­бя не толь­ко я до смер­ти мо­ей бу­ду, но и оби­тель вся на­ша ни­ког­да бла­го­де­я­ний тво­их не за­бу­дет. Впро­чем, не даю те­бе сло­во, ибо я стар и слаб, но как же брать­ся за то, не зная, до­жи­ву ли до это­го вре­ме­ни. А вот иеро­ди­а­кон Се­ра­фим, — ду­хов­ность его те­бе из­вест­на, и он мо­лод, — до­жи­вет до это­го; ему и по­ру­чи это ве­ли­кое де­ло». Ма­туш­ка Ага­фия Се­ме­нов­на на­ча­ла про­сить от­ца Се­ра­фи­ма не остав­лять ее оби­те­ли, как Ца­ри­ца Не­бес­ная Са­ма тог­да на­ста­вить его на то из­во­лит.

Див­ная ста­ри­ца Ага­фия Се­ме­нов­на скон­ча­лась 13 июня, в день свя­той му­че­ни­цы Аки­ли­ны. При кон­чи­не ма­туш­ка го­во­ри­ла сво­ей ке­лей­ни­це: «А ты, Ев­до­ки­юш­ка, как я бу­ду от­хо­дить, возь­ми об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Ка­зан­ской, да и по­ло­жи его мне на грудь, что­бы Ца­ри­ца Не­бес­ная бы­ла при мне во вре­мя от­хо­да мо­е­го, а пред об­ра­зом свеч­ку за­теп­ли».

Тро­парь пре­по­доб­ным Алек­сан­дре, Мар­фе и Еле­не Ди­ве­ев­ским, глас 4
Яви́ли­ся ес­те́ зем­ли́ Рос­си́йския укра­ше́ние, на­ча́льни­цы оби́те­ли Ди­ве́ев­ския пре­по­до́бныя ма́те­ри на́ша Алек­са́ндро, Ма́рфо и Еле́но, бла­го­сло­ве́ние Ца­ри́цы Не­бе́сныя ис­пол­нив­шия и дерз­но­ве́ние ко Го́спо­ду стя­жав­шия, мо­ли́те у пре­сто́ла Пре­свя­ты́я Тро́ицы о спа­се́нии ду́ш на́ших.

Тро­парь пре­по­доб­ной Алек­сан­дре Ди­ве­ев­ской, глас 3
Ра­ба́ Хрис­то́ва и из­бра́нни­це Пре­чи́стыя Его́ Ма́те­ри, Ки́ев­ско­го уде́ла Ея́ жи́тель­ни­це и мо­ли́твен­ни­це, зем­ли́ Ея́ обе­то­ва́нныя ис­ка́тель­ни­це, Ди­ве́ев­ския оби́те­ли пер­во­на­ча́льни­це и зиж­ди́тель­ни­це, мо­ли́ся за ны, Алек­са́ндро пре­по­до́бная, да спа­се́т нас Пре­свя­та́я Бо­го­ро́ди­ца и по­ми́лу­ет Свя­та́я Тро́ица, да из­ба́вим­ся мы му́ки а́дския и на­сле́ду­ем бла­же́нст­во ра́йское.

Кон­дак пре­по­доб­ным Алек­сан­дре, Мар­фе и Еле­не Ди­ве­ев­ским, глас 8
Ди­ве́ев­ския све­ти́льни­цы все­све́тлыя, пре­по­до́бныя ма́те­ри на́ша Алек­са́ндро, Ма́рфо и Еле́но, в по­ще́нии, бде́нии, мо­ли́тве и тру­де́х до́бре под­ви­за́ли­ся ес­те́ и по сме́рти на́с осве­ща­е­те чу­де́с ис­то­чень­ми и ис­це­ля́ете не­ду́гу­ю­щих ду­ши́; мо­ли́те Хрис­та́ Бо́га гре­хо́в остав­ле́ние да­ро­ва́ти лю­бо́вию чту́щим свя­ту́ю па́мять ва́шу.

Кон­дак пре­по­доб­ной Алек­сан­дре Ди­ве­ев­ской, глас 3
Пре­по­до́бная ма́ти Алек­са́ндро, лю­бо́вь дву­еди́ную к Бо́гу и бли́жним твои́м стя­жа́ла еси́ и из­бра́нни­цею Бо́жи­ей Ма́те­ри яви́ла­ся. Ея́же пос­ле́дний уде́л в зем­ли́ Рос­си́стей об­ре­ла́ еси́, и Ди­ве́ев­скою пер­во­на­ча́льни­цею ста́ти спо­до́бив­ши­ся, ве­ли́ко­му Се­ра­фи́му пе­ча́ло­ва­ти­ся о нем за­ве­ща́ла еси́. Зде́ же и по­ко́иши­ся с ним. Ны́не мо­ле́ния на́ша при­и­ми́ и ко Го́спо­ду воз­не­си́, да по­ми́лу­ет ны.

Мо­лит­ва пре­по­доб­ной Алек­сан­дре Ди­ве­ев­ской
О, пре­по­до́бная и бо­го­но́сная ма́ти Алек­са́ндро, Ди­ве́ев­ская пер­во­на́чаль­ни­це и по­хва­ло́, ве́ру не­сум­не́нную де­ла́ми бо­го­уго́дны­ми яви́вшая, во ис­пол­не́ние обе­то­ва́ния Бо­го­ро́ди­цы в тру­де́х и по́дви­зех не­пре­ста́нных не­ле́стно по­тру­ди́вша­я­ся, и в бла­го­уст­рое́нии зем­ли́ свя­ты́я Ея́ все име́ние и жи­тие́ твое́ иж­ди́вшая, про­ро́чест­во Ца­ри́цы Не­бе́сныя в на­сле́дие из­бра́нни­ку Ея́ са­ро́вско­му пред кон­чи́ною твое́ю пра́вед­ною вве́рив­шая, и ду́шу твою́, са­ми́м Го́спо­дом пре­до­чи́щен­ную, в ру́це Бо́жии пре­да́вшая, мо­ли́ся за ны, ма­ло­ве́рныя и не­ра­ди́выя, да и мы при­сту́пим к до́бро­му де́ла­нию с пра́вою ве́рою, в тер­пе́нии со­де­ва́я свое́ спа­се́ние, за Зла­тоу́стом взы­ва́юще в пе­ча́ли и ра́до­сти, ско́рби и уте­ше́нии: сла́ва Бо́гу за вся́. Ами́нь.

Па­мять 26 июня

Ис­поль­зо­ва­ны ма­те­ри­а­лы сай­тов Ни­же­го­род­ской мит­ро­по­лии и Аз­бу­ка ве­ры