В воскресенье 9 октября 2022 года после Божественной Литургии в нашем храме с программой, посвященной истории древнерусского богослужебного пения, выступил вокальный ансамбль МелосЪ под руководством Григория Жежеля. Концерт был организован для прихожан храма и жителей окрестных поселков стараниями регента храма Натальи Киселевой.
На полтора часа центральный придел храма превратился в импровизированную сцену и концертный зал с невероятной для неискушенного слушателя акустикой.
Концерт, как и принято в православном сообществе при начале любого душеполезного дела, начался молитвой «Царю Небесный» знаменного роспева, после чего руководитель вокального коллектива Григорий Жежель объявил выступление открытым.
Григорий больше 20 лет занимается изучением и расшифровкой древнерусских певческих рукописей, что дало ему возможность не только прочувствовать стилистику древнерусских песнопений изнутри, чётко воспринять их мелодическую структуру, но и создать уникальный вокальный коллектив. Выступление сопровождалось содержательным рассказом об истории развития такого уникального, сложного, выразительного, самобытного явления в русской и мировой культуре, как древнерусское богослужебное пение.
Ниже мы приводим самые интересные факты, изложенные в лекции Григория, чтобы поделиться с теми, кто желает глубже познакомиться с данной темой, но не смог услышать выступление вживую.
Первое и главное, о чем необходимо рассказать – это знаменный распев (или, точнее, роспев). Знаменный роспев – одноголосное пение – основной и самый распространенный тип литургического пения на Руси с конца XI по конец XVII столетия. Чтобы понять важность этого явления, нужно осознать, что более 700 лет в каждом храме по всей Руси такое пение звучало в присутствии всего народа: от самых знатных его представителей до мещан, ремесленников и крестьян, объединяя всех перед Богом в единое целое. Каждый из присутствующих на Богослужении на протяжении практически всего развития русской государственности и русской церковности, начиная со времен нашествия Батыя и заканчивая начальной эпохой Романовых, слышал и пропускал через свою душу это пение, пробуждающее в молящемся созерцательную внутреннюю молитву, и испытывал те же возвышенные чувства, которые довелось испытать слушателям этого уникального концерта в нашем храме.
Богослужебное пение пришло на Русь в конце X века вместе с принятием христианства первоначально в византийском варианте, и исполняли его приглашенные из Византии певчие дьяконы. Но уже в конце XI – начале XII веков на Руси полностью формируется свой национальный вид пения: «знаменный» или другое название «столповой» роспев.
Свое название «знаменный» этот тип пения получил от названия «знамён» (крюков), то есть знаков, которыми песнопения записывались в рукописях. Другое название – «стоповой» указывает на его принадлежность к системе осмогласия (или октоиха), в которой в течение 8 недель последовательно исполняются песнопения с 1-го по 8-й глас. Совокупность этих недель и называлась «столпом».
В начале XII века формируется знаменная нотация, специально созданная авторами знаменного роспева для его фиксации в рукописях. Одна из древнейших певческих книг, сохранившихся с тех времен, – это Ирмологий, записанный знаменной нотацией на пергаменте, который хранится в отделе рукописей и старопечатных книг Государственного Исторического Музея. «Я держал в руках эту рукопись, которая удивительно хорошо сохранилось. Особенно меня впечатлило то изящество, с которым писчий обходил при письме дырочки, встречающиеся на листах сделанного из кожи пергамента», – поделился своими воспоминаниями об уникальной рукописи Григорий.
Удивительно, что знаменный роспев за все время своего существования не претерпел каких-либо существенных изменений. Это говорит об уникальной стабильности и консервативности музыкально-певческого стиля на Руси.
После вводных слов прозвучал один из шедевров древнерусской музыки «Причастен к Литургии преждеосвященных даров «Вкусите и видите»» из южнорусской рукописи XVI века в расшифровке Даниила Саяпина.
Далее Григорий продолжил: «Мы видим, что удивительным качеством знаменного роспева является его богослужебная эстетика, абсолютное созвучие созерцанию молящегося человека. Знаменный роспев трезвит, именно трезвит ум человека, а душу возвышает и очищает, приводя чувства молящегося в полный покой, знаменное пение способно погрузить человека в состояние созерцания и умной молитвы.
Сотканная из плавно перетекающих мелодических фрагментов цепь знаменного роспева создает параллельную тексту самостоятельную молитву, пронизывающую все богослужение. Можно сравнить знаменный роспев с древнерусской иконописью, созерцание образов которой возводит ум молящегося христианина в Горний мир».
Далее были исполнены знаменные песнопения, представляющие собой фрагменты Вечерни: «Господи воззвах тебя» 4 гласа, стихира великомученику Димитрию Солунскому и «Свете тихий».
Стихира великомученику Димитрию Солунскому 1 гласа
Следующая часть концерта – лекции была посвящена древнерусской полифонии.
Во второй половине XV столетия на Руси появляется многоголосие: демественное и троестрочное пение. Эти певческие стили – явление без преувеличения уникальное для всей мировой культуры. Если попробовать описать словами: звучат 3–4 мелодических линии одновременно, которые переплетаются между собой, образуя особое звуковое сочетание с преобладанием кварт и секунд. Такое звучание способно погрузить человека в состояние молитвенного созерцания, где уходит суета и теряется ощущение времени.
Далее прозвучали троестрочное песнопение «Придите поклонимся» и демественное заупокойное «Со святыми упокой».
Для троестрочия характерно особое соотношение голосов, которые не образуют стройных аккордов, а, словно переплетаясь, образуют оригинальную диссонантную (от лат. dissonantia — «неблагозвучие, нестройное звучание») гармонию. Ее можно сравнить со звоном русских колоколов — похожие терпкие, необычные созвучия.
Демество и троестрочие, как упоминалось выше, формируется во II половине XV века. В конце XV века сохранились первые упоминания и фиксация в певческих рукописях. Удивительно, самое раннее из сохранившихся упоминаний о демественном пении содержится в Воскресенской летописи 1441 года в связи с описанием смерти князя Димитрия Красного. Летописец сообщает, как умирающий князь «начат пети демеством: «Господа пойте и превозносите Его во веки»», то есть уже к тому времени демество было широко употребимым пением на Руси.
Поначалу эти роспевы фиксировались в привычной для всех знаменной нотации, но с середины XVI века появилась специальная система записи, которая получила название Казанская знаменная. Это нотация широко используется в XVII веке для записи не только демества и троестрочия, но и для новых гармонических раннепартесных сочинений.
Троестрочие — трёхголосное пение, где голоса именуются верх, путь и низ. Демество же бывает трех- и четырёхголосным, где помимо верха, пути и низа добавляются еще один голос— демество. Если же демество трехголосное, то голос верх опускается, то есть остаются демество, путь и низ. Именно в таком варианте прозвучал кондак «Со святыми упокой».
Троестрочные песнопения охватывают весь годовой богослужебный круг, в то время как репертуар демества был в разы меньше и, в основном, использовался для праздничных богослужений в виде отдельных торжественных песнопений.
Далее прозвучали три троестрочных песнопения: «Аллилуйя большое» (это пение Аллилуйя во время каждения всего храма перед чтением Евангелия, такая традиция была в Православной Церкви до XVIII века), «Великий прокимен» 2-го гласа «Да исправится молитва моя» на Литургии Преждеосвященных Даров и Рождественский ирмос «Христос рождается».
Заключительная часть выступления была посвящена еще одному музыкальному певческому стилю – раннему партесу или, как принято называть его в научной среде, постоянному многоголосию. Это богослужебное пение сформировалось в середине XVII столетия как трех – четырехголосная гармонизация знаменного, путевого и других одноголосных роспевов.
Ранний партес имеет самобытные черты, это утонченный эстетизированный стиль. Многие песнопения без преувеличения можно назвать шедеврами. По мнению ряда специалистов, в гармониях раннего партеса есть черты, схожие с музыкой европейского Ренессанса.
Как пример этого уникального певческого стиля прозвучал предначинательный псалом киевского роспева в расшифровке Анатолия Конотопа.
Примечательно, что басовая партия в раннем партесе выделяется среди остальных голосов особой виртуозностью и пропеванием коротких длительностей, а также величиной диапазона, доходящего порой до двух октав. При этом по сравнению с современной вокальной традицией бас – это легкий и подвижный голос. Иллюстрацией виртуозного исполнения явилась пасхальная стихира крестного хода «Воскресение Твое Христе Спасе» и «Трисвятое» в расшифровке Максима Бражникова.
Воскресение Твое Христе Спасе (ранний партес)
Трисвятое (ранний партес)
Следует отметить, что авторы раннепартесных песнопений были воспитаны в эстетике знаменного роспева, и их творения удивительно соответствовали традиции русского богослужебного пения. Ведь в понимании древнерусских творцов пение на богослужении — это не музыкальное сопровождение службы, а суть само богослужение. Далее прозвучало, по словам Григория, одно из его любимейших древнерусских раннепартесных песнопений «Величание Крещению Господню».
Величание Крещению Господню
В завершении своего выступления вокальный коллектив исполнил два произведения из пятиголосной литургии XVII века. Их автор – безвестный монах одного из северных монастырей. Стиль этой музыки очень близок к европейскому барокко, и остаётся загадкой, как такая музыка могла быть написана далеко на севере Руси. Очевидно, что автор должен был, как минимум, слышать подобное, поэтому не исключено, что он побывал в Европе. Два фрагмента пятиголосной литургии «Трисвятое» и «Достойно есть» прозвучали в расшифровке Анатолия Конотопа.
Трисвятое из пятиголосной литургия XVII века
Достойно есть из пятиголосной литургия XVII века
Как и принято на православных мероприятиях, завершилось выступление исполнением «Достойное есть». Прозвучало еще одного раннепартесне песнопение второй половины XVII века в расшифровке Светланы Гунской. В рукописи оно подписано как «Царя Алексея Михайловича». Был ли автором музыки сам царь, достоверно неизвестно. Большинство специалистов склоняются к тому, что оно могло быть написано по заказу царя.
Достойно есть (царя Алексея Михайловича)
В завершении Григорий представил всех участников выступления:
- Вера Жежель
- Владимир Петрашко, тенор
- Илья Коршунов, тенор
- Иван Жежель, бас
- Михаил Милославский, бас
По окончании концерта настоятель храма отец Андрей сказал завершающее слово: «Поблагодарим Григория и певчих за замечательное пение и за содержательный рассказ, потому что это ликбез, совершенно для нас необходимый. Начиная с XIX века и особенно в XX- XXI веках мы привыкли смотреть на древнюю культуру, и особенно, на древнерусскую культуру сверху вниз. Тогда как наша важная задача – познакомиться с истинной древнерусской культурой, тем более вживую, чтобы осознать, какой она, на самом деле, была сложной, выразительной, своеобразной. И эта та часть культуры, которая была самой важной в жизни всей страны, потому что эти песнопение звучали на богослужение, где собирались не отдельные группы общества того времени, а весь народ, и это происходило на протяжении многих веков. Наша задача – лучше узнавать то что было, что удалось воскресить из рукописей и расшифровать трудами таких подвижников, как Григорий. Это наше драгоценное наследие, которое мы сами должны знать и передавать своим детям».
Мы попросили наших прихожан поделиться своими впечатлениями о выступлении вокального ансамбля МелосЪ, и вот что они нам рассказали.
ЕР: «Я не слышала ранее церковных песнопений в древнерусской манере в профессиональном исполнении, и мое отношение к этому музыкальному стилю было очень настороженным и сдержанным, но приглашение на концерт приняла с интересом и внутренней готовностью открыть для себя что-то новое. Каково же было мое впечатление с первых звуков молитвы Святому Духу, прозвучавшей в Алтаре храма, который, как оказалось, до настоящего времени не был освящен, хотя и являлся главным Алтарем нашего храма в честь Животворящей Троицы. В православном обществе принято любое благое дело начинать с молитвы «Царю Небесный», но в данном случае это было вдвойне символично: выступление открывалось не просто предначинательной молитвой, но и стихирой к Престольному празднику храма, в котором она звучала. Удивительная акустика храма с первых звуков пения в полной мере раскрыла молитвенное звучание песнопения и оказала на меня очень сильное впечатление. Мощный монолитный звук, отражаясь от стен апсиды, поднимался вверх Алтаря, оттуда проникал в основную часть храма, устремляясь к главному куполу, и возвращаясь к слушателю, окутывал его со всех сторон и погружал внутрь молитвы. Это ощущение усиливалось с каждым новым песнопением. Закрывая глаза, я совершенно забывала, где нахожусь, время как будто останавливалось, молитва звучала совершенно в унисон погруженности во внутреннее созерцание. Во время звучания партесного «Достойно есть» это чувство достигло апогея. Душа ощутила сопричастность Горнему миру, наполняясь молитвой изнутри, перед глазами стояло золотое свечение.
Завершающая речь отца Андрея расставила правильные акценты, и рациональный разум нашел ответы на вопрос, почему душа так живо отреагировала на этот небольшой экскурс, на это соприкосновение с русской древностью, частью которой мы являемся».
ЛВ: «Приезд к нам в храм с концертом вокального ансамбля Мелосъ стал неожиданным и приятным событием. Мы были уже немного знакомы с манерой знаменного роспева по нашим храмовым службам, и я слышала очень хорошие отзывы об этом коллективе. Поэтому было особенно интересно, как говорится, «вживую» послушать их пение. Выдался и прекрасный солнечный осенний день, и в целом чувствовалась какая-то особая торжественная атмосфера у храма. И на лицах пришедших людей был виден интерес, и детки смиренно и с любопытством входили в храм. Тем более, что впервые после предварительного ремонта был открыт южный придел в честь преподобного Сергия Радонежского. Как же много было сделано за такое короткое время! И в этом явная Помощь Божия!
И вот сегодня в этом еще холодном храме как будто из глубины веков впервые зазвучали божественные звуки молитвенного пения, как бы освятили храм и согрели нас! Высокопрофессиональное исполнение старинного русского роспева, в таком неожиданном многоголосии никого не оставило равнодушным. Я думаю, что это пение коснулось каждого сердца и наполнило душу, даже если не всегда были понятны слова».
Участники вокального ансамбля МелосЪ поют в праздничном хоре Храма Преображения Господня в Москве на Преображенской площади в праздничные и выходные дни.