Выступление вокального ансамбля МелосЪ из Москвы

В вос­кре­сенье 9 ок­тяб­ря 2022 го­да пос­ле Бо­жест­вен­ной Ли­тур­гии в на­шем хра­ме с про­грам­мой, по­свя­щен­ной ис­то­рии древ­не­рус­ско­го бо­го­слу­жеб­но­го пе­ния, вы­сту­пил во­каль­ный ан­сам­бль Ме­ло­сЪ под ру­ко­водст­вом Гри­го­рия Же­же­ля. Кон­церт был ор­га­ни­зо­ван для при­хо­жан хра­ма и жи­те­лей окрест­ных по­сел­ков ста­ра­ни­я­ми ре­ген­та хра­ма На­тальи Ки­се­ле­вой.

На пол­то­ра ча­са цент­раль­ный при­дел хра­ма пре­вра­тил­ся в им­про­ви­зи­ро­ван­ную сце­ну и кон­церт­ный зал с не­ве­ро­ят­ной для не­ис­ку­шен­но­го слу­ша­те­ля акус­ти­кой.

Кон­церт, как и при­ня­то в пра­во­слав­ном со­об­щест­ве при на­ча­ле лю­бо­го ду­ше­по­лез­но­го де­ла, на­чал­ся мо­лит­вой «Ца­рю Не­бес­ный» зна­мен­но­го рос­пе­ва, пос­ле че­го ру­ко­во­ди­тель во­каль­но­го кол­лек­ти­ва Гри­го­рий Же­жель объ­явил вы­ступ­ле­ние от­кры­тым.

Гри­го­рий боль­ше 20 лет за­ни­ма­ет­ся изу­че­ни­ем и рас­шиф­ров­кой древ­не­рус­ских пев­чес­ких ру­ко­пи­сей, что да­ло ему воз­мож­ность не толь­ко про­чувст­во­вать сти­лис­ти­ку древ­не­рус­ских пес­но­пе­ний из­нут­ри, чёт­ко вос­при­нять их ме­ло­ди­чес­кую струк­ту­ру, но и со­здать уни­каль­ный во­каль­ный кол­лек­тив. Вы­ступ­ле­ние со­про­вож­да­лось со­дер­жа­тель­ным рас­ска­зом об ис­то­рии раз­ви­тия та­ко­го уни­каль­но­го, слож­но­го, вы­ра­зи­тель­но­го, са­мо­быт­но­го яв­ле­ния в рус­ской и ми­ро­вой куль­ту­ре, как древ­не­рус­ское бо­го­слу­жеб­ное пе­ние.

Вокальный ансамбль Мелос

Ни­же мы при­во­дим са­мые ин­те­рес­ные фак­ты, из­ло­жен­ные в лек­ции Гри­го­рия, что­бы по­де­лить­ся с те­ми, кто же­ла­ет глуб­же по­зна­ко­мить­ся с дан­ной те­мой, но не смог услы­шать вы­ступ­ле­ние вжи­вую.

Пер­вое и глав­ное, о чем не­об­хо­ди­мо рас­ска­зать – это зна­мен­ный рас­пев (или, точ­нее, рос­пев). Зна­мен­ный рос­пев – од­но­го­лос­ное пе­ние – ос­нов­ной и са­мый рас­прост­ра­нен­ный тип ли­тур­ги­чес­ко­го пе­ния на Ру­си с кон­ца XI по ко­нец XVII сто­ле­тия. Что­бы по­нять важ­ность это­го яв­ле­ния, нуж­но осо­знать, что бо­лее 700 лет в каж­дом хра­ме по всей Ру­си та­кое пе­ние зву­ча­ло в при­сут­ст­вии все­го на­ро­да: от са­мых знат­ных его пред­ста­ви­те­лей до ме­щан, ре­мес­лен­ни­ков и кресть­ян, объ­еди­няя всех пе­ред Бо­гом в еди­ное це­лое. Каж­дый из при­сут­ст­ву­ю­щих на Бо­го­слу­же­нии на про­тя­же­нии прак­ти­чес­ки все­го раз­ви­тия рус­ской го­су­дар­ст­вен­нос­ти и рус­ской цер­ков­нос­ти, на­чи­ная со вре­мен на­шест­вия Ба­тыя и за­кан­чи­вая на­чаль­ной эпо­хой Ро­ма­но­вых, слы­шал и про­пус­кал че­рез свою ду­шу это пе­ние, про­буж­да­ю­щее в мо­ля­щем­ся со­зер­ца­тель­ную внут­рен­нюю мо­лит­ву, и ис­пы­ты­вал те же воз­вы­шен­ные чувст­ва, ко­то­рые до­ве­лось ис­пы­тать слу­ша­те­лям это­го уни­каль­но­го кон­цер­та в на­шем хра­ме.

Бо­го­слу­жеб­ное пе­ние при­шло на Русь в кон­це X ве­ка вмес­те с при­ня­ти­ем хрис­ти­анст­ва пер­во­на­чаль­но в ви­зан­тий­ском ва­ри­ан­те, и ис­пол­ня­ли его при­гла­шен­ные из Ви­зан­тии пев­чие дья­ко­ны. Но уже в кон­це XI – на­ча­ле XII ве­ков на Ру­си пол­ностью фор­ми­ру­ет­ся свой на­цио­наль­ный вид пе­ния: «зна­мен­ный» или дру­гое на­зва­ние «стол­по­вой» рос­пев.

Свое на­зва­ние «зна­мен­ный» этот тип пе­ния по­лу­чил от на­зва­ния «зна­мён» (крю­ков), то есть зна­ков, ко­то­ры­ми пес­но­пе­ния за­пи­сы­ва­лись в ру­ко­пи­сях. Дру­гое на­зва­ние – «сто­по­вой» ука­зы­ва­ет на его при­над­леж­ность к сис­те­ме ос­мо­гла­сия (или ок­то­и­ха), в ко­то­рой в те­че­ние 8 не­дель по­сле­до­ва­тель­но ис­пол­ня­ют­ся пес­но­пе­ния с 1-го по 8-й глас. Со­во­куп­ность этих не­дель и на­зы­ва­лась «стол­пом».

В на­ча­ле XII ве­ка фор­ми­ру­ет­ся зна­мен­ная но­та­ция, спе­ци­аль­но со­здан­ная ав­то­ра­ми зна­мен­но­го рос­пе­ва для его фик­са­ции в ру­ко­пи­сях. Од­на из древ­ней­ших пев­чес­ких книг, со­хра­нив­ших­ся с тех вре­мен, – это Ир­мо­ло­гий, за­пи­сан­ный зна­мен­ной но­та­ци­ей на пер­га­мен­те, ко­то­рый хра­нит­ся в от­де­ле ру­ко­пи­сей и ста­ро­пе­чат­ных книг Го­су­дар­ст­вен­но­го Ис­то­ри­чес­ко­го Му­зея. «Я дер­жал в ру­ках эту ру­ко­пись, ко­то­рая уди­ви­тель­но хо­ро­шо со­хра­ни­лось. Осо­бен­но ме­ня впе­чат­ли­ло то изя­щест­во, с ко­то­рым пис­чий об­хо­дил при пись­ме ды­роч­ки, встре­ча­ю­щи­е­ся на лис­тах сде­лан­но­го из ко­жи пер­га­мен­та», – по­де­лил­ся сво­и­ми вос­по­ми­на­ни­я­ми об уни­каль­ной ру­ко­пи­си Гри­го­рий.

Уди­ви­тель­но, что зна­мен­ный рос­пев за все вре­мя сво­е­го су­щест­во­ва­ния не пре­тер­пел ка­ких-ли­бо су­щест­вен­ных из­ме­не­ний. Это го­во­рит об уни­каль­ной ста­биль­нос­ти и кон­сер­ва­тив­нос­ти му­зы­каль­но-пев­чес­ко­го сти­ля на Ру­си.

Пос­ле ввод­ных слов про­зву­чал один из ше­дев­ров древ­не­рус­ской му­зы­ки «При­час­тен к Ли­тур­гии преж­деос­вя­щен­ных да­ров «Вку­си­те и ви­ди­те»» из юж­но­рус­ской ру­ко­пи­си XVI ве­ка в рас­шиф­ров­ке Да­ни­и­ла Са­я­пи­на.

Да­лее Гри­го­рий про­дол­жил: «Мы ви­дим, что уди­ви­тель­ным ка­чест­вом зна­мен­но­го рос­пе­ва яв­ля­ет­ся его бо­го­слу­жеб­ная эс­те­ти­ка, аб­со­лют­ное со­зву­чие со­зер­ца­нию мо­ля­ще­го­ся че­ло­ве­ка. Зна­мен­ный рос­пев трез­вит, имен­но трез­вит ум че­ло­ве­ка, а ду­шу воз­вы­ша­ет и очи­ща­ет, при­во­дя чувст­ва мо­ля­ще­го­ся в пол­ный по­кой, зна­мен­ное пе­ние спо­соб­но по­гру­зить че­ло­ве­ка в со­сто­я­ние со­зер­ца­ния и ум­ной мо­лит­вы.
Со­ткан­ная из плав­но пе­ре­те­ка­ю­щих ме­ло­ди­чес­ких фраг­мен­тов цепь зна­мен­но­го рос­пе­ва со­зда­ет па­рал­лель­ную текс­ту са­мос­то­я­тель­ную мо­лит­ву, про­ни­зы­ва­ю­щую все бо­го­слу­же­ние. Мож­но срав­нить зна­мен­ный рос­пев с древ­не­рус­ской ико­но­писью, со­зер­ца­ние об­ра­зов ко­то­рой воз­во­дит ум мо­ля­ще­го­ся хрис­ти­а­ни­на в Гор­ний мир».

Да­лее бы­ли ис­пол­не­ны зна­мен­ные пес­но­пе­ния, пред­став­ля­ю­щие со­бой фраг­мен­ты Ве­чер­ни: «Гос­по­ди воз­звах те­бя» 4 гла­са, сти­хи­ра ве­ли­ко­му­че­ни­ку Ди­мит­рию Со­лун­ско­му и «Све­те ти­хий».

Сти­хи­ра ве­ли­ко­му­че­ни­ку Ди­мит­рию Со­лун­ско­му 1 гла­са

Сле­ду­ю­щая часть кон­цер­та – лек­ции бы­ла по­свя­ще­на древ­не­рус­ской по­ли­фо­нии.
Во вто­рой по­ло­ви­не XV сто­ле­тия на Ру­си по­яв­ля­ет­ся мно­го­го­ло­сие: де­мест­вен­ное и тро­ест­роч­ное пе­ние. Эти пев­чес­кие сти­ли – яв­ле­ние без пре­уве­ли­че­ния уни­каль­ное для всей ми­ро­вой куль­ту­ры. Если по­про­бо­вать опи­сать сло­ва­ми: зву­чат 3–4 ме­ло­ди­чес­ких ли­нии од­нов­ре­мен­но, ко­то­рые пе­ре­пле­та­ют­ся меж­ду со­бой, об­ра­зуя осо­бое зву­ко­вое со­че­та­ние с пре­об­ла­да­ни­ем кварт и се­кунд. Та­кое зву­ча­ние спо­соб­но по­гру­зить че­ло­ве­ка в со­сто­я­ние мо­лит­вен­но­го со­зер­ца­ния, где ухо­дит су­е­та и те­ря­ет­ся ощу­ще­ние вре­ме­ни.

Да­лее про­зву­ча­ли тро­ест­роч­ное пес­но­пе­ние «При­ди­те по­кло­ним­ся» и де­мест­вен­ное за­упо­кой­ное «Со свя­ты­ми упо­кой».

Для тро­ест­ро­чия ха­рак­тер­но осо­бое со­от­но­ше­ние го­ло­сов, ко­то­рые не об­ра­зу­ют строй­ных ак­кор­дов, а, слов­но пе­ре­пле­та­ясь, об­ра­зу­ют ори­ги­наль­ную дис­со­нант­ную (от лат. dissonantia — «не­бла­го­з­ву­чие, не­строй­ное зву­ча­ние») гар­мо­нию. Ее мож­но срав­нить со зво­ном рус­ских ко­ло­ко­лов — по­хо­жие тер­п­кие, не­обыч­ные со­зву­чия.

Де­мест­во и тро­ест­ро­чие, как упо­ми­на­лось вы­ше, фор­ми­ру­ет­ся во II по­ло­ви­не XV ве­ка. В кон­це XV ве­ка со­хра­ни­лись пер­вые упо­ми­на­ния и фик­са­ция в пев­чес­ких ру­ко­пи­сях. Уди­ви­тель­но, са­мое ран­нее из со­хра­нив­ших­ся упо­ми­на­ний о де­мест­вен­ном пе­нии со­дер­жит­ся в Вос­кре­сен­ской ле­то­пи­си 1441 го­да в свя­зи с опи­са­ни­ем смер­ти кня­зя Ди­мит­рия Крас­но­го. Ле­то­пи­сец со­об­ща­ет, как уми­ра­ю­щий князь «на­чат пе­ти де­мест­вом: «Гос­по­да пой­те и пре­воз­но­си­те Его во ве­ки»», то есть уже к то­му вре­ме­ни де­мест­во бы­ло ши­ро­ко упо­тре­би­мым пе­ни­ем на Ру­си.

По­на­ча­лу эти рос­пе­вы фик­си­ро­ва­лись в при­выч­ной для всех зна­мен­ной но­та­ции, но с се­ре­ди­ны XVI ве­ка по­яви­лась спе­ци­аль­ная сис­те­ма за­пи­си, ко­то­рая по­лу­чи­ла на­зва­ние Ка­зан­ская зна­мен­ная. Это но­та­ция ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся в XVII ве­ке для за­пи­си не толь­ко де­мест­ва и тро­ест­ро­чия, но и для но­вых гар­мо­ни­чес­ких ран­не­пар­тес­ных со­чи­не­ний.

Тро­ест­ро­чие — трёх­го­лос­ное пе­ние, где го­ло­са име­ну­ют­ся верх, путь и низ. Де­мест­во же бы­ва­ет трех- и че­ты­рёх­го­лос­ным, где по­ми­мо вер­ха, пу­ти и ни­за до­бав­ля­ют­ся еще один го­лос— де­мест­во. Если же де­мест­во трех­го­лос­ное, то го­лос верх опус­ка­ет­ся, то есть оста­ют­ся де­мест­во, путь и низ. Имен­но в та­ком ва­ри­ан­те про­зву­чал кон­дак «Со свя­ты­ми упо­кой».

Тро­ест­роч­ные пес­но­пе­ния охва­ты­ва­ют весь го­до­вой бо­го­слу­жеб­ный круг, в то вре­мя как ре­пер­ту­ар де­мест­ва был в ра­зы мень­ше и, в ос­нов­ном, ис­поль­зо­вал­ся для празд­нич­ных бо­го­слу­же­ний в ви­де от­дель­ных тор­жест­вен­ных пес­но­пе­ний.

Да­лее про­зву­ча­ли три тро­ест­роч­ных пес­но­пе­ния: «Ал­ли­луйя боль­шое» (это пе­ние Ал­ли­луйя во вре­мя каж­де­ния все­го хра­ма пе­ред чте­ни­ем Еван­ге­лия, та­кая тра­ди­ция бы­ла в Пра­во­слав­ной Церк­ви до XVIII ве­ка), «Ве­ли­кий про­ки­мен» 2-го гла­са «Да ис­пра­вит­ся мо­лит­ва моя» на Ли­тур­гии Преж­деос­вя­щен­ных Да­ров и Рож­дест­вен­ский ир­мос «Хрис­тос рож­да­ет­ся».

За­клю­чи­тель­ная часть вы­ступ­ле­ния бы­ла по­свя­ще­на еще од­но­му му­зы­каль­но­му пев­чес­ко­му сти­лю – ран­не­му пар­те­су или, как при­ня­то на­зы­вать его в на­уч­ной сре­де, по­сто­ян­но­му мно­го­го­ло­сию. Это бо­го­слу­жеб­ное пе­ние сфор­ми­ро­ва­лось в се­ре­ди­не XVII сто­ле­тия как трех – че­ты­рех­го­лос­ная гар­мо­ни­за­ция зна­мен­но­го, пу­те­во­го и дру­гих од­но­го­лос­ных рос­пе­вов.

Ран­ний пар­тес име­ет са­мо­быт­ные чер­ты, это утон­чен­ный эс­те­ти­зи­ро­ван­ный стиль. Мно­гие пес­но­пе­ния без пре­уве­ли­че­ния мож­но на­звать ше­дев­ра­ми. По мне­нию ря­да спе­ци­а­лис­тов, в гар­мо­ни­ях ран­не­го пар­те­са есть чер­ты, схо­жие с му­зы­кой ев­ро­пей­ско­го Ре­нес­сан­са.

Как при­мер это­го уни­каль­но­го пев­чес­ко­го сти­ля про­зву­чал пред­на­чи­на­тель­ный пса­лом ки­ев­ско­го рос­пе­ва в рас­шиф­ров­ке Ана­то­лия Ко­но­то­па.

При­ме­ча­тель­но, что ба­со­вая пар­тия в ран­нем пар­те­се вы­де­ля­ет­ся сре­ди осталь­ных го­ло­сов осо­бой вир­ту­оз­ностью и про­пе­ва­ни­ем ко­рот­ких дли­тель­нос­тей, а так­же ве­ли­чи­ной диа­па­зо­на, до­хо­дя­ще­го по­рой до двух ок­тав. При этом по срав­не­нию с со­вре­мен­ной во­каль­ной тра­ди­ци­ей бас – это лег­кий и по­движ­ный го­лос. Ил­люст­ра­ци­ей вир­ту­оз­но­го ис­пол­не­ния яви­лась пас­халь­ная сти­хи­ра крест­но­го хо­да «Вос­кре­се­ние Твое Хрис­те Спа­се» и «Трис­вя­тое» в рас­шиф­ров­ке Мак­си­ма Браж­ни­ко­ва.

Воскресение Твое Христе Спасе (ранний партес)

Трисвятое (ранний партес)

Сле­ду­ет от­ме­тить, что ав­то­ры ран­не­пар­тес­ных пес­но­пе­ний бы­ли вос­пи­та­ны в эс­те­ти­ке зна­мен­но­го рос­пе­ва, и их тво­ре­ния уди­ви­тель­но со­от­вет­ст­во­ва­ли тра­ди­ции рус­ско­го бо­го­слу­жеб­но­го пе­ния. Ведь в по­ни­ма­нии древ­не­рус­ских твор­цов пе­ние на бо­го­слу­же­нии — это не му­зы­каль­ное со­про­вож­де­ние служ­бы, а суть са­мо бо­го­слу­же­ние. Да­лее про­зву­ча­ло, по сло­вам Гри­го­рия, од­но из его лю­би­мей­ших древ­не­рус­ских ран­не­пар­тес­ных пес­но­пе­ний «Ве­ли­ча­ние Кре­ще­нию Гос­под­ню».

Величание Крещению Господню

В за­вер­ше­нии сво­е­го вы­ступ­ле­ния во­каль­ный кол­лек­тив ис­пол­нил два про­из­ве­де­ния из пя­ти­го­лос­ной ли­тур­гии XVII ве­ка. Их ав­тор – без­вест­ный мо­нах од­но­го из се­вер­ных мо­на­с­ты­рей. Стиль этой му­зы­ки очень бли­зок к ев­ро­пей­ско­му ба­рок­ко, и ос­та­ёт­ся за­гад­кой, как та­кая му­зы­ка мог­ла быть на­пи­са­на да­ле­ко на се­ве­ре Ру­си. Оче­вид­но, что ав­тор дол­жен был, как ми­ни­мум, слы­шать по­доб­ное, по­это­му не ис­клю­че­но, что он по­бы­вал в Ев­ро­пе. Два фраг­мен­та пя­ти­го­лос­ной ли­тур­гии «Трис­вя­тое» и «До­стой­но есть» про­зву­ча­ли в рас­шиф­ров­ке Ана­то­лия Ко­но­то­па.

Трисвятое из пятиголосной литургия XVII века

Достойно есть из пятиголосной литургия XVII века

Как и при­ня­то на пра­во­слав­ных ме­роп­ри­я­ти­ях, за­вер­ши­лось вы­ступ­ле­ние ис­пол­не­ни­ем «До­стой­ное есть». Про­зву­ча­ло еще од­но­го ран­не­пар­тес­не пес­но­пе­ние вто­рой по­ло­ви­ны XVII ве­ка в рас­шиф­ров­ке Свет­ла­ны Гун­ской. В ру­ко­пи­си оно под­пи­са­но как «Ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча». Был ли ав­то­ром му­зы­ки сам царь, до­сто­вер­но не­из­вест­но. Боль­шинст­во спе­ци­а­лис­тов скло­ня­ют­ся к то­му, что оно мог­ло быть на­пи­са­но по за­ка­зу ца­ря.

Достойно есть (царя Алексея Михайловича)

В за­вер­ше­нии Гри­го­рий пред­ста­вил всех участ­ни­ков вы­ступ­ле­ния:

  • Ве­ра Же­жель
  • Вла­ди­мир Пет­раш­ко, те­нор
  • Илья Кор­шу­нов, те­нор
  • Иван Же­жель, бас
  • Ми­ха­ил Ми­ло­с­лав­ский, бас

По окон­ча­нии кон­цер­та на­сто­я­тель хра­ма отец Ан­дрей ска­зал за­вер­ша­ю­щее сло­во: «По­бла­го­да­рим Гри­го­рия и пев­чих за за­ме­ча­тель­ное пе­ние и за со­дер­жа­тель­ный рас­сказ, по­то­му что это лик­без, со­вер­шен­но для нас не­об­хо­ди­мый. На­чи­ная с XIX ве­ка и осо­бен­но в XX- XXI ве­ках мы при­вык­ли смот­реть на древ­нюю куль­ту­ру, и осо­бен­но, на древ­не­рус­скую куль­ту­ру сверху вниз. Тог­да как на­ша важ­ная за­да­ча – по­зна­ко­мить­ся с ис­тин­ной древ­не­рус­ской куль­ту­рой, тем бо­лее вжи­вую, что­бы осо­знать, ка­кой она, на са­мом де­ле, бы­ла слож­ной, вы­ра­зи­тель­ной, свое­об­раз­ной. И эта та часть куль­ту­ры, ко­то­рая бы­ла са­мой важ­ной в жиз­ни всей стра­ны, по­то­му что эти пес­но­пе­ние зву­ча­ли на бо­го­слу­же­ние, где со­би­ра­лись не от­дель­ные груп­пы об­щест­ва то­го вре­ме­ни, а весь на­род, и это про­ис­хо­ди­ло на про­тя­же­нии мно­гих ве­ков. На­ша за­да­ча – луч­ше узна­вать то что бы­ло, что уда­лось вос­кре­сить из ру­ко­пи­сей и рас­шиф­ро­вать тру­да­ми та­ких по­движ­ни­ков, как Гри­го­рий. Это на­ше дра­го­цен­ное на­сле­дие, ко­то­рое мы са­ми долж­ны знать и пе­ре­да­вать сво­им де­тям».

Мы по­про­си­ли на­ших при­хо­жан по­де­лить­ся сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми о вы­ступ­ле­нии во­каль­но­го ан­самб­ля Ме­ло­сЪ, и вот что они нам рас­ска­за­ли.

ЕР: «Я не слы­ша­ла ра­нее цер­ков­ных пес­но­пе­ний в древ­не­рус­ской ма­не­ре в про­фес­си­о­наль­ном ис­пол­не­нии, и мое от­но­ше­ние к это­му му­зы­каль­но­му сти­лю бы­ло очень на­сто­ро­жен­ным и сдер­жан­ным, но при­гла­ше­ние на кон­церт при­ня­ла с ин­те­ре­сом и внут­рен­ней го­тов­ностью от­крыть для се­бя что-то но­вое. Ка­ко­во же бы­ло мое впе­чат­ле­ние с пер­вых зву­ков мо­лит­вы Свя­то­му Ду­ху, про­зву­чав­шей в Ал­та­ре хра­ма, ко­то­рый, как ока­за­лось, до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни не был освя­щен, хо­тя и яв­лял­ся глав­ным Ал­та­рем на­ше­го хра­ма в честь Жи­вотво­ря­щей Тро­и­цы. В пра­во­слав­ном об­щест­ве при­ня­то лю­бое бла­гое де­ло на­чи­нать с мо­лит­вы «Ца­рю Не­бес­ный», но в дан­ном слу­чае это бы­ло вдвой­не сим­во­лич­но: вы­ступ­ле­ние от­кры­ва­лось не прос­то пред­на­чи­на­тель­ной мо­лит­вой, но и сти­хи­рой к Пре­столь­но­му празд­ни­ку хра­ма, в ко­то­ром она зву­ча­ла. Уди­ви­тель­ная акус­ти­ка хра­ма с пер­вых зву­ков пе­ния в пол­ной ме­ре рас­кры­ла мо­лит­вен­ное зву­ча­ние пес­но­пе­ния и ока­за­ла на ме­ня очень силь­ное впе­чат­ле­ние. Мощ­ный мо­но­лит­ный звук, от­ра­жа­ясь от стен ап­си­ды, под­ни­мал­ся вверх Ал­та­ря, от­ту­да про­ни­кал в ос­нов­ную часть хра­ма, устрем­ля­ясь к глав­но­му ку­по­лу, и воз­вра­ща­ясь к слу­ша­те­лю, оку­ты­вал его со всех сто­рон и по­гру­жал внутрь мо­лит­вы. Это ощу­ще­ние уси­ли­ва­лось с каж­дым но­вым пес­но­пе­ни­ем. За­кры­вая гла­за, я со­вер­шен­но за­бы­ва­ла, где на­хо­жусь, вре­мя как буд­то оста­нав­ли­ва­лось, мо­лит­ва зву­ча­ла со­вер­шен­но в уни­сон по­гру­жен­нос­ти во внут­рен­нее со­зер­ца­ние. Во вре­мя зву­ча­ния пар­тес­но­го «До­стой­но есть» это чувст­во до­стиг­ло апо­гея. Ду­ша ощу­ти­ла со­при­част­ность Гор­не­му ми­ру, на­пол­ня­ясь мо­лит­вой из­нут­ри, пе­ред гла­за­ми сто­я­ло зо­ло­тое све­че­ние.
За­вер­ша­ю­щая речь от­ца Ан­дрея рас­ста­ви­ла пра­виль­ные ак­цен­ты, и ра­ци­о­наль­ный ра­зум на­шел от­ве­ты на во­прос, по­че­му ду­ша так жи­во от­ре­а­ги­ро­ва­ла на этот не­боль­шой экскурс, на это со­при­кос­но­ве­ние с рус­ской древ­ностью, частью ко­то­рой мы яв­ля­ем­ся».

ЛВ: «При­езд к нам в храм с кон­цер­том во­каль­но­го ан­самб­ля Ме­ло­съ стал не­ожи­дан­ным и при­ят­ным со­бы­ти­ем. Мы бы­ли уже не­мно­го зна­ко­мы с ма­не­рой зна­мен­но­го рос­пе­ва по на­шим хра­мо­вым служ­бам, и я слы­ша­ла очень хо­ро­шие от­зы­вы об этом кол­лек­ти­ве. По­это­му бы­ло осо­бен­но ин­те­рес­но, как го­во­рит­ся, «вжи­вую» по­слу­шать их пе­ние. Вы­дал­ся и пре­крас­ный сол­неч­ный осен­ний день, и в це­лом чувст­во­ва­лась ка­кая-то осо­бая тор­жест­вен­ная ат­мо­сфе­ра у хра­ма. И на ли­цах при­шед­ших лю­дей был ви­ден ин­те­рес, и дет­ки сми­рен­но и с лю­бо­пыт­ст­вом вхо­ди­ли в храм. Тем бо­лее, что впер­вые пос­ле пред­ва­ри­тель­но­го ре­мон­та был от­крыт юж­ный при­дел в честь пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Как же мно­го бы­ло сде­ла­но за та­кое ко­рот­кое вре­мя! И в этом яв­ная По­мощь Бо­жия!
И вот се­год­ня в этом еще хо­лод­ном хра­ме как буд­то из глу­би­ны ве­ков впер­вые за­зву­ча­ли бо­жест­вен­ные зву­ки мо­лит­вен­но­го пе­ния, как бы освя­ти­ли храм и со­гре­ли нас! Вы­со­коп­ро­фес­си­о­наль­ное ис­пол­не­ние ста­рин­но­го рус­ско­го рос­пе­ва, в та­ком не­ожи­дан­ном мно­го­го­ло­сии ни­ко­го не оста­ви­ло рав­но­душ­ным. Я ду­маю, что это пе­ние кос­ну­лось каж­до­го серд­ца и на­пол­ни­ло ду­шу, да­же если не всег­да бы­ли по­нят­ны сло­ва».

Участ­ни­ки во­каль­но­го ан­самб­ля Ме­ло­сЪ по­ют в празд­нич­ном хо­ре Хра­ма Пре­о­бра­же­ния Гос­под­ня в Моск­ве на Пре­о­бра­жен­ской пло­ща­ди в празд­нич­ные и вы­ход­ные дни.